Формирование первоочередных навыков у детей с РАС

Сроки реализации июль 2020 — февраль 2021 гг.
проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов
Целью проекта является формирование первоочередных навыков у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) как шаг к их успешной социализации и адаптации в обществе. Проектом предполагается охватить 7 детей.

Ход реализации первого этапа проекта

В начале реализации проекта в июле 2020 года были определены семьи-участники. Большинство из детей находятся в постоянной поведенческой терапии, но в силу ряда причин, связанных с пандемией коронавируса, семьи оказались в затруднительном финансовом положении. Их мы и поддержали своим проектом, чтобы дети не прерывали столь важные занятия с применением прикладного анализа поведения. В июле было проведено тестирование троих детей с расстройством аутистического спектра и составлены индивидуальные программы освоения навыков.
Для Н. во главу угла были поставлены навыки самообслуживания и самостоятельности, в этом ребенок совершил настоящий прорыв! Это как раз тот случай, когда родители четко придерживаются намеченного плана и готовы выполнять рекомендации поведенческого аналитика. Казалось бы, какая мелочь — вынести самостоятельно мусор восьмилетнему парню!

Но нужно понимать, что ребенок с аутизмом более подвержен внешним факторам, в отличие от нормотипичного сверстника. Вошедший в лифт посторонний человек, да еще вдруг решивший задать ребенку пару невинных (на его взгляд!) вопросов, собака на лестничной площадке или во дворе и даже туго открывающаяся подъездная дверь — все может стать огромным препятствием для ребенка с аутизмом! Поэтому был прописан сценарий с учетом всех возможных нюансов, который предварительно был проработан с Н.

И когда мальчик справился с заданием, он почувствовал себя сильным и успешным! Он перестал бояться пылесоса и занялся уборкой дома, он стал стирать вещи (причем всех членов семьи), грамотно сортируя перед загрузкой в машину и развешивая на сушку. Стал убирать со стола и мыть посуду. Стал без страха оставаться дома один на пару часов. А кроме того, исчез страх в общении с людьми. Н. научился знакомиться со сверстниками и поддерживать ненавязчивый разговор.

Над этим мы еще работаем, расширяя репертуар диалога.
Для Н. во главу угла были поставлены навыки самообслуживания и самостоятельности, в этом ребенок совершил настоящий прорыв! Это как раз тот случай, когда родители четко придерживаются намеченного плана и готовы выполнять рекомендации поведенческого аналитика. Казалось бы, какая мелочь — вынести самостоятельно мусор восьмилетнему парню!

Но нужно понимать, что ребенок с аутизмом более подвержен внешним факторам, в отличие от нормотипичного сверстника. Вошедший в лифт посторонний человек, да еще вдруг решивший задать ребенку пару невинных (на его взгляд!) вопросов, собака на лестничной площадке или во дворе и даже туго открывающаяся подъездная дверь — все может стать огромным препятствием для ребенка с аутизмом! Поэтому был прописан сценарий с учетом всех возможных нюансов, который предварительно был проработан с Н.

И когда мальчик справился с заданием, он почувствовал себя сильным и успешным! Он перестал бояться пылесоса и занялся уборкой дома, он стал стирать вещи (причем всех членов семьи), грамотно сортируя перед загрузкой в машину и развешивая на сушку. Стал убирать со стола и мыть посуду. Стал без страха оставаться дома один на пару часов. А кроме того, исчез страх в общении с людьми. Н. научился знакомиться со сверстниками и поддерживать ненавязчивый разговор.

Над этим мы еще работаем, расширяя репертуар диалога.

Куратор выстроил работу таким образом, чтобы сформировать положительный образ педагога и снять страх перед новым учителем.
Основная работа с Э. строилась на запуске речи и обучении общению через печатание. Ребенок невербальный, а значит нужны альтернативные способы коммуникации. Э. уже в этом году предстоит пойти в школу, а у парня наблюдается очень сильная привязанность к людям, с новыми людьми он просто отказывался коммуницировать. Это, безусловно, помешает ему в школе.
С., как показало тестирование, растерял за время изоляции и дистанционного обучения интравербальные навыки и учебное поведение. На все вопросы стал отвечать «да» совершенно невпопад и очень бурно, с истериками отказывался заниматься. Понятно, что с таким поведением парню трудно пришлось бы во втором классе. Поэтому мы заново учились вести диалог и прилежно заниматься.

У «поведенщиков» много хитростей в копилке, чтобы не заставлять ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел выполнить то или иное задание. Например, С. был предложен «переход хода» — если он не хотел выполнять задание (а поначалу он всегда не хотел), то он имел право его сменить на другое с помощью крутящегося барабана. Ребенка увлекала такая перспектива и в итоге к концу урока все задания оказывались выполненными, причем с удовольствием.

И так постепенно С. вошел в учебный режим. Для сотрудников был проведен цикл семинаров и тренингов для повышения эффективности их работы с детьми с РАС.

Итак, в первом этапе проекта трое детей были протестированы на наличие и уровень освоения навыков с использованием специальных инструментов, применяемых в прикладном анализе поведения. По результатам проведенного тестирования для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа коррекции, предполагающая работу над теми навыками, по которым выявлены дефициты. Трое детей прошли 64-часовой курс коррекции.
Итак, в первом этапе проекта трое детей были протестированы на наличие и уровень освоения навыков с использованием специальных инструментов, применяемых в прикладном анализе поведения. По результатам проведенного тестирования для каждого ребенка была разработана индивидуальная программа коррекции, предполагающая работу над теми навыками, по которым выявлены дефициты. Трое детей прошли 64-часовой курс коррекции.
Специалисты АНО "Пазлики" повысили уровень компетенций путем участия в международной конференции.
Чего мы добились?

Н. развил навыки самостоятельности и стал настоящим помощником маме дома. Научился знакомиться со сверстниками, поддерживать диалог.

Э. расширил репертуар просьб о действии и просит желаемое вокально, ориентируясь на подсказку педагога. Ускорил соотнесение стимулов, научился называть 3 привлекательных предмета, 7 изображений знакомых стимулов и 5 имен знакомых людей. Научился отвечать на четыре вопроса о себе.

С. стал прилежным учеником! На занятия в «Пазлики» и в школу бежит вприпрыжку, тянется к изучению английского языка и географии. Научился спокойно реагировать на требования, принимать отказ без истерик. В работе десенсибилизация на детский плач — сейчас С. уже довольно терпим к этому раздражителю, просит и надевает наушники (поначалу реагировал агрессивно как по отношению к малышу — мог ударить, так и к себе — бился головой о стену).

Родители получили инструменты в руки по взаимодействию со своим ребенком, тем самым снизили свою тревожность и улучшили психологическую атмосферу в семье.

Специалисты АНО «Пазлики» повысили уровень компетенций путем участия в международной конференции.
Ход реализации второго этапа проекта
март — июнь 2021
Ребенок научился различать и называть 3 части 10-ти объектов, 20 частей тела, раскрашивать, отвечать на вопрос: «сколько тебе лет?» и начал осваивать печатание на компьютере.
Во втором этапе продолжилась реализация мероприятий проекта: тестирование детей, написание для них индивидуальных программ для работы над теми навыками, по которым были обнаружены дефициты.

В. с мамой можно назвать отличниками. Благодаря непрерывной работе в центре, в школе и дома В. расширил репертуар просьб, научился выполнять инструкции, осваивает «академку». А навыки опрятности и самообслуживания у него развиты на сто баллов! Проект «Пазликов» по формированию первоочередных навыков у детей с расстройством аутистического спектра, поддержанный Фондом президентских грантов, поставил перед В. новые задачи.

В целом, как отмечает куратор, курс оказался эффективным — В. научился спокойно ждать в условиях центра, стал намного быстрее справляться с сопоставлением изображений, удерживать в памяти последовательность предметов и воспроизводить ее спустя определенный промежуток времени. Ребенок научился различать и называть 3 части 10-ти объектов, 20 частей тела, раскрашивать, отвечать на вопрос: «сколько тебе лет?» и начал осваивать печатание на компьютере. Теперь В. необходимо работать над плотностью раскрашивания, вводить сложные рисунки, продолжить работу над беглостью сопоставления, употреблением слов да/нет. Полученные навыки необходимо обобщать в естественной среде, с чем В. с родными справятся, в этом мы уверены.
История М.– как раз из тех, что подтверждают наш девиз: мы работаем не с диагнозом, а с дефицитами. Когда М. пришел к нам впервые в трехлетнем возрасте, у ребенка отсутствовала речь, его не интересовали игры, он не слушал сказок. Зато имелся распространенный набор нежелательного поведения – мощные истерики на требования, на отказ и не предоставление желаемого.

Занятия с применением метода прикладного анализа поведения дали потрясающий результат: сформировалось учебное поведение, справились с истериками и запустили речь, а самое главное — ребенок стал проявлять интерес к социальному взаимодействию со взрослым и со сверстниками, научился играть. Участником проекта «Пазликов» по формированию первоочередных навыков у детей с расстройством аутистического спектра, поддержанного Фондом президентских грантов, М. стал уже в пятилетнем возрасте, после длительного перерыва. И вот опять хрестоматийный случай, доказывающий необходимость регулярных занятий: учебное поведение развалилось, истерики вновь вернулись в репертуар, хоть и в меньшей степени, словарный запас не соответствовал возрасту. И все это наглядно показало тестирование с помощью инструментов ABBLES-R.
Результаты курса сейчас видны невооруженным взглядом, чему не нарадуются родители: гораздо более внятная речь, из мальчишки-урагана ребенок стал прилежным учеником, научился собирать паззлы, запоминать и сопоставлять стимулы, улучшилась память и поведение. Теперь работа продолжится вне грантового проекта.
У Д. уже получается отвечать «Я не знаю» после предъявления незнакомого для нее предмета. Следующим этапом предстоит обучить запросу информации об этом предмете.
Основное направление при работе с Д. в рамках проекта «Пазликов» по формированию первоочередных навыков у детей с расстройством аутистического спектра, поддержанного Фондом президентских грантов — расширение и усложнение речевых навыков: наименование, различение бытовых объектов по функции, характеристики и категории.

Обучение происходят в условиях окружающей среды, с использованием реципрокного разговора. Д. учится сканировать, какую модель реакции выдает педагог на свой стимул, и в последующем дать соответствующий ответ уже о своем, ориентируясь на структуру ответа собеседника. Это довольно сложное упражнение, но Д. с успехом научилась с ним справляться. Например, педагог берет карточку и говорит: машина едет, Д. берет свою и отвечает: стул стоит.

Работаем над двухкомпонентным наименованием бытовых предметов. Их названия используются в комментировании действий, связанных с функцией. И эти же объекты «прошивают» все остальные задания на вокальную имитацию, ассоциации, характеристики и категории. Изученные стимулы перейдут в более сложные навыки диалога и наименования бытовых предметов и ситуаций, связанных с этими объектами, в условиях естественной среды. У Д. уже получается отвечать «Я не знаю» после предъявления незнакомого для нее предмета. Следующим этапом предстоит обучить запросу информации об этом предмете. Продолжаем формировать просьбы в условиях естественной среды, комментировать свои действия, действия другого человека.

Еще в рамках проекта велась непростая, но очень интересная работа с А., подростком, которому очень важно было развивать навыки самостоятельности в принятии решений, динамика несомненно есть.
Продолжаем работу!
По итогам реализации проекта каждому родителю были выданы отчеты и рекомендации по дальнейшей работе с детьми по разработанным программам.
В рамках проекта было проведено две лекции-тренинга для родителей, на которых были рассмотрены конкретные практикоориентированные примеры, которые можно использовать дома с детьми и обучать их чему-то новому и полезному, а также теме работы с собой, чтобы не допустить в себе выгорания при воспитании ребенка с РАС. Тренинги были посвящены двум темам: развитие бытовых навыков у детей с аутизмом и профилактика психологического выгорания при воспитании детей с РАС.

Стоит отметить, что специалисты, участвующие в реализации проекта, очень выросли за время проекта, ежедневно получая опыт по работе с детьми с РАС, повышая свою квалификацию в рамках и за рамками гранта. Так в феврале-марте один из специалистов, Анна Ким, сдала международный сертификационный экзамен по прикладному анализу поведения, тем самым подтвердив свой высокий уровень компетенций.

Стоит сказать, что в России в целом таких специалистов всего около трех десятков, а в Томской области пока только первый.

Считаем реализацию проекта успешной, все мероприятия проекта выполнены. Цель достигнута.

Родители отметили не только положительную динамику в навыках у их детей, но и приобретение родителями новых инструментов, которые помогают взаимодействовать с ребенком дома, учить его новому. В-целом, проект помог улучшить эмоциональное состояние в семи семьях с детьми с аутизмом.