Для Н. во главу угла были поставлены навыки самообслуживания и самостоятельности, в этом ребенок совершил настоящий прорыв! Это как раз тот случай, когда родители четко придерживаются намеченного плана и готовы выполнять рекомендации поведенческого аналитика. Казалось бы, какая мелочь — вынести самостоятельно мусор восьмилетнему парню!
Но нужно понимать, что ребенок с аутизмом более подвержен внешним факторам, в отличие от нормотипичного сверстника. Вошедший в лифт посторонний человек, да еще вдруг решивший задать ребенку пару невинных (на его взгляд!) вопросов, собака на лестничной площадке или во дворе и даже туго открывающаяся подъездная дверь — все может стать огромным препятствием для ребенка с аутизмом! Поэтому был прописан сценарий с учетом всех возможных нюансов, который предварительно был проработан с Н.
И когда мальчик справился с заданием, он почувствовал себя сильным и успешным! Он перестал бояться пылесоса и занялся уборкой дома, он стал стирать вещи (причем всех членов семьи), грамотно сортируя перед загрузкой в машину и развешивая на сушку. Стал убирать со стола и мыть посуду. Стал без страха оставаться дома один на пару часов. А кроме того, исчез страх в общении с людьми. Н. научился знакомиться со сверстниками и поддерживать ненавязчивый разговор.
Над этим мы еще работаем, расширяя репертуар диалога.