Поведенческий контракт — это документ, устанавливающий связь между выполнением определенного поведения и предоставлением определенного поощрения. Это соглашение между учащимся, его родителями и учителем.
На втором этапе реализации проекта кроме четырех уже охваченных мероприятиями проекта образовательных учреждений наладилось сотрудничество еще с одной школой Томского района — школой «Интеграция», новой школой в микрорайоне «Южные ворота».
Девятилетний А., ученик 2 класса общеобразовательной школы «Интеграция», посещает уроки в регулярном классе вместе с тьютором. Родители, обеспокоенные неуспехом ребенка в школе, обратились в «Пазлики» за помощью поведенческого аналитика. Так А. стал участником нашего проекта по поддержке инклюзивного образования.
Куратор А., Анна Ким, понаблюдав за мальчиком в учебной среде и на переменах, протестировав ребенка, написала программу коррекции выявленных проблем, по которой школьными педагогами проведена плотная работа.
Что показало проведенное тестирование? А. отлично ориентируется в школьном пространстве, неплохо сотрудничает с учителями, но практически не общается со сверстниками, а кроме того, ему сложно усваивать ту информацию, которую изучают в регулярном классе. Некоторые проблемы, например, нежелание и даже протест против похода с классом в столовую, решить при грамотном подходе оказалось несложно. Мальчика пугал шум, и Анна помогла ему справиться с этим — она научила А. пользоваться наушниками. Он быстро понял, когда их нужно использовать, что помогло мальчику не только ходить вместе с классом в столовую, но и не избегать детей на переменах. Дальнейшим этапом стала задача научить его взаимодействовать со сверстниками, принимать участие в общих играх. Педагогам были даны рекомендации, как научить ребенка воспринимать фронтальные инструкции учителя, адаптировать учебные материалы с учетом сильных и слабых сторон А., чтобы он мог лучше осваивать школьную программу. Вместе с родителями проведена работа над навыками самостоятельности.
Велась интенсивно работа и в остальных образовательных учреждениях, охваченных проектом. Куратор Р., ученика школы «Эврика-развитие», Екатерина Щеглова, провела наблюдение за подопечным в условиях учебной среды. Сбор данных о сложностях поведения ребенка помог внести коррективы в поведенческом контракте с ребенком. Поведенческий контракт — это документ, устанавливающий связь между выполнением определенного поведения и предоставлением определенного поощрения. То есть договор фактически определяет, как его участники будут вести себя по отношению друг к другу. Это соглашение между учащимся, его родителями и учителем. Чтобы контракт был эффективен, нюансы были оговорены куратором с супервизором и педагогами. На протяжении всей работы шел плотный информационный обмен с мамой ребенка, являющейся по совместительству и его сопровождающим. Мама отправляла данные о поведении, задавала уточняющие вопросы, и совместно с ней дорабатывался и корректировался план поведенческого вмешательства.