Поддержка инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра

Сроки реализации 01.02.2021 — 31.12.2021
Реализация первого этапа проекта

Организовано сотрудничество с четырьмя образовательными учреждениями, которые посещают участники проекта: детский сад № 28, Копыловская средняя общеобразовательная школа, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение школа «Эврика-развитие», МАОУ лицей № 1.

В феврале состоялась встреча руководителя проекта с руководством и педагогическим составом Копыловской средней школы. Подробно обсудили суть и цели грантовой программы и график ее реализации. Педагоги поделились, с какими трудностями сталкиваются во время образовательного процесса в отношении Н. и выразили полную готовность к сотрудничеству.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов
Состоялось две организационные встречи в департаменте образования администрации города Томска с участием заместителя начальника департамента Швайко Ириной Владимировной:
С заведующей д/с № 83 Анжеликой Валерьевной Брункиной
С директором лицея № 1 им. А. С. Пушкина Надеждой Анатольевной Селивановой.
Подробно обсудили суть и цели грантовой программы и график ее реализации. Руководители выразили готовность к сотрудничеству и заинтересованность в работе специалистов АНО «Пазлики» внутри учреждений, так как регулярно сталкиваются с проблемами в работе с детьми с РАС, а также с трудностями поведения и другими диагнозами.
Учителя, психологи этих организаций оказали радушный прием и были заинтересованы в нашей работе.
Состоялось две организационные встречи в департаменте образования администрации города Томска с участием заместителя начальника департамента Швайко Ириной Владимировной:
С заведующей д/с № 83 Анжеликой Валерьевной Брункиной
С директором лицея № 1 им. А. С. Пушкина Надеждой Анатольевной Селивановой.
Подробно обсудили суть и цели грантовой программы и график ее реализации. Руководители выразили готовность к сотрудничеству и заинтересованность в работе специалистов АНО «Пазлики» внутри учреждений, так как регулярно сталкиваются с проблемами в работе с детьми с РАС, а также с трудностями поведения и другими диагнозами.
Учителя, психологи этих организаций оказали радушный прием и были заинтересованы в нашей работе.
В рамках проекта были организованы выезды для наблюдения за детьми в условиях учебной среды.
Детский сад № 83
В рамках очных супервизий специалистом нашего проекта Екатериной Щегловой был проведен ряд лекций, где воспитатели, психолог, дефектолог и логопед прослушали информацию о базовых принципах формирования поведения детей с расстройством аутистического спектра (РАС), тактиках и методах разработки плана коррекции нежелательного поведения, и особенностях внедрения и сопровождения ребенка с РАС с помощью визуальной поддержки.
Был проведен анализ проблемных ситуаций с участником проекта в условиях группы, внутри помещения и вне, на прогулке. Для выявленных дефицитов навыков был разработан план коррекции и передан ближайшему окружению ребенка. Работа по плану начата, даются очные и дистанционные консультации одни из кураторов проекта. В настоящее время сад ушел на каникулы, после чего работа будет продолжена с новыми силами. Работники сада задают конкретные практико-ориентированные вопросы и постоянно поддерживают связь с куратором.

Копыловская средняя общеобразовательная школа
Выполнены оценки проблемных ситуаций, беседы с ближайшим окружением ребенка. На основании собранных данных, беседы с педагогами, разработан план поведенческого вмешательства, который был передан на реализацию. Психолог школы поддерживала связь, отправляя данные о поведении, предоставляя обратную связь об особенностях работы с ребенком. В дальнейшем планируется продолжить сотрудничество, организовать ряд лекций о базовых принципах прикладного анализа поведения.

Школа «Эврика-развитие»
Здесь учатся 2 участника нашего проекта. В рамках проекта были организованы выезды для наблюдения за детьми в условиях учебной среды. Организована встреча с супервизором, беседы с учителями. Сбор данных о сложностях поведения детей в условиях школьной среды помог внести коррекции в поведенческом контракте. На протяжении работы проводился плотный информационный обмен с мамой Р., являющейся по совместительству и его сопровождающим. Мама отправляла данные о поведении, задавала уточняющие вопросы и совместно с ней дорабатывался и корректировался план поведенческого вмешательства.
Лицей № 1
С Т. проводилась оценка поведения, выявление сильных и слабых сторон ученика. Подбирались методы коррекции нежелательного поведения, справиться полностью с нежелательным поведением пока не удалось, но была начата работа по плану коррекции нежелательного поведения, который корректировался в течение первого этапа для повышения эффективности коррекции.
Проведены лекции-семинары для педагогов, участие в них приняло более 35 педагогов.
Проведено тестирование с целью выявления дефицитов в навыках социального взаимодействия и вариантом проявляемых детьми форм нежелательного поведения, работа именно по этим направлениям была включена в план-программу каждого из детей.

Анализ обратной связи от организаций, в которых была проведена работа, показал острую информационную необходимость в особенностях взаимодействия с учениками с РАС. Теплые слова благодарности работников организаций, с которыми была проведена работа, мотивируют на дальнейшее плотное сотрудничество.
Анализ обратной связи от организаций, в которых была проведена работа, показал острую информационную необходимость в особенностях взаимодействия с учениками с РАС. Теплые слова благодарности работников организаций, с которыми была проведена работа, мотивируют на дальнейшее плотное сотрудничество.
Реализация второго этапа проекта
Поведенческий контракт — это документ, устанавливающий связь между выполнением определенного поведения и предоставлением определенного поощрения. Это соглашение между учащимся, его родителями и учителем.
На втором этапе реализации проекта кроме четырех уже охваченных мероприятиями проекта образовательных учреждений наладилось сотрудничество еще с одной школой Томского района — школой «Интеграция», новой школой в микрорайоне «Южные ворота».

Девятилетний А., ученик 2 класса общеобразовательной школы «Интеграция», посещает уроки в регулярном классе вместе с тьютором. Родители, обеспокоенные неуспехом ребенка в школе, обратились в «Пазлики» за помощью поведенческого аналитика. Так А. стал участником нашего проекта по поддержке инклюзивного образования.

Куратор А., Анна Ким, понаблюдав за мальчиком в учебной среде и на переменах, протестировав ребенка, написала программу коррекции выявленных проблем, по которой школьными педагогами проведена плотная работа.

Что показало проведенное тестирование? А. отлично ориентируется в школьном пространстве, неплохо сотрудничает с учителями, но практически не общается со сверстниками, а кроме того, ему сложно усваивать ту информацию, которую изучают в регулярном классе. Некоторые проблемы, например, нежелание и даже протест против похода с классом в столовую, решить при грамотном подходе оказалось несложно. Мальчика пугал шум, и Анна помогла ему справиться с этим — она научила А. пользоваться наушниками. Он быстро понял, когда их нужно использовать, что помогло мальчику не только ходить вместе с классом в столовую, но и не избегать детей на переменах. Дальнейшим этапом стала задача научить его взаимодействовать со сверстниками, принимать участие в общих играх. Педагогам были даны рекомендации, как научить ребенка воспринимать фронтальные инструкции учителя, адаптировать учебные материалы с учетом сильных и слабых сторон А., чтобы он мог лучше осваивать школьную программу. Вместе с родителями проведена работа над навыками самостоятельности.

Велась интенсивно работа и в остальных образовательных учреждениях, охваченных проектом. Куратор Р., ученика школы «Эврика-развитие», Екатерина Щеглова, провела наблюдение за подопечным в условиях учебной среды. Сбор данных о сложностях поведения ребенка помог внести коррективы в поведенческом контракте с ребенком. Поведенческий контракт — это документ, устанавливающий связь между выполнением определенного поведения и предоставлением определенного поощрения. То есть договор фактически определяет, как его участники будут вести себя по отношению друг к другу. Это соглашение между учащимся, его родителями и учителем. Чтобы контракт был эффективен, нюансы были оговорены куратором с супервизором и педагогами. На протяжении всей работы шел плотный информационный обмен с мамой ребенка, являющейся по совместительству и его сопровождающим. Мама отправляла данные о поведении, задавала уточняющие вопросы, и совместно с ней дорабатывался и корректировался план поведенческого вмешательства.
Мама Н., ученицы Копыловской школы: «Я хотела бы выразить огромную благодарность специалистам центра „Пазлики“, которые провели титаническую работу по информированию педагогов Копыловской СОШ о проблемах социализации детей с РАС и рассказали, как с этим работать. Кардинально изменилось отношение к ребенку как педагогов и сопровождающего, так и коллектива в целом. На родительском собрании мне даже высказали благодарность, так как Н. входит в пятерку лучших учеников… Данный проект очень важен и востребован».


Наша задача была вовлечь Тимура в общение с детьми, научить выстраивать коммуникацию
Общение в школе — это погружение в ЖИВУЮ реальность. Здесь все абсолютно разные и это учит детей находить общий язык абсолютно со всеми. Общение с друзьями, дома, «под прикрытием родителей» — это тепличные условия, а ребенок должен уметь в будущем влиться в любой коллектив. Поэтому мы так много уделяем внимания тому, как наши подопечные строят общение с окружающими — педагогами, детьми.

Тимур Б., ученик школы «Эврика-развитие» испытывал трудности именно с общением со сверстниками. «Академку» осваивает, справляется. Легко идет на контакт со взрослыми. А вот одноклассников и вообще сверстников избегал, не проявлял интереса к общению. «Наша задача была вовлечь Тимура в общение с детьми, научить выстраивать коммуникацию, — рассказывает куратор Тимура Анна Ким. — Вся программа была составлена с упором на эту задачу, и она принесла положительный результат». «Есть прогресс. Тимур теперь сам, без моих подсказок подходит к ребятам, спрашивает, как у них дела, после уроков спешит к друзьям (в основном это девочки) приглашает погулять. Раньше сам он этого не делал», — комментирует мама Тимура. А Тимур И. из лицея № 1 теперь сам готовится к урокам, используя визуальное расписание, которое сделала ему куратор и научила правильно им пользоваться. Расписание помогает сориентироваться, что нужно взять с собой в школу к определенному предмету. Тимур самостоятельно выбирает нужный день недели в расписании, какие в этот день уроки и что для них необходимо. В класс приходит и готовится к уроку, доставая из портфеля все, что нужно.
«Сегодня я с радостью отметила, что мама сидела на скамейке, а Тимур повторял за ребятами и учителем, хотя раньше на инструкции учителя не реагировал.»
Вместе со своим подопечным Анна сходила и на урок физкультуры. Раньше Тимур повторял задания только за мамой, которая сопровождает его на занятиях. «Сегодня я с радостью отметила, что мама сидела на скамейке, а Тимур повторял за ребятами и учителем, хотя раньше на инструкции учителя не реагировал.»

По результатам визита в сад № 83 к Матвею, включенному в мероприятия проекта, после летнего перерыва куратор сделала вывод, что поведение «слетело»: мальчик не следует правилам, а протест выражает довольно бурно. Воспитателю в условиях большой группы работать индивидуально с ним практически нереально. Поэтому куратор вместе с мамой подопечного пришли к решению отрабатывать правила поведения в определенных местах на территории «Пазликов». А уже потом перенести навык в детский сад. «Как мы делаем? Берем одно правило, четко его формулируем, прорисовываем и постоянно проговариваем. Сейчас активно с этим работаем и есть положительные сдвиги — эта система подошла мальчику, у него получается саморегулироваться, — рассказывает Катерина. — Постепенно мы придем к тому, что пропишем правила поведения в детском саду на определенных занятиях, закрепим их здесь, а потом перенесем туда».

Педагоги и администрация включенных в проект школ и детского сада высоко оценивают поддержку, которая оказывается им в процессе включения детей с аутизмом в образовательный процесс. В детском саду № 83 даже очень настоятельно попросили хотя бы немного времени уделить еще одному ребенку. За счет экономии средств удалось провести для специалистов, работающих с этим ребенком, несколько очных и дистанционных консультаций, дать подробные рекомендации по работе. В ноябре к мероприятиям проекта подключился третий куратор, предварительно пройдя обучения методам прикладного анализа поведения. Дарья взяла на себя работу в ноябре-декабре с одним из участников проекта, Сашей из школы «Интеграция».
Все мероприятия проекта выполнены, задачи решены, цель проекта достигнута.